Skip to content

Путин — премьер, которого не ждали

Сентябрь 19, 2010

ОТЛЕГЛО
Вчера, после торжественного заседания Федерации независимых профсоюзов в Колонном зале Дома союзов Владимир Путин признался:
"Мне подарили книгу о деятельности профсоюзов. Смотрю — фотография с митинга. Лозунг: правительство Ельцина в отставку. Расстроился. Потом смотрю, что год 1997, а не 1999. Успокоился".

А нам дал повод вспомнить…
Это фото висит на стене в кабинете председателя Счетной палаты Сергея Степашина. Оно было сделано в «Белом доме» осенью 1999-го, когда Владимир Путин возглавлял правительство. "Тогда он пригласил к себе нас, бывших премьеров, чтобы посоветоваться, как решить проблемы Северного Кавказа, — вспоминает Степашин. — А после встречи мы предложили сфотографироваться на память. Это очень редкий снимок — было отпечатано всего пять копий".

В окружении Ельцина многие были недовольны его планами, а некоторые попытались отговорить президента.
Особенно Чубайс, который убеждал отказаться от должности самого Путина. «Ты просто не знаешь, что это такое, — говорил Чубайс. Лучше поэтому отказаться самому, чем под влиянием обстоятельств». Но Путин ответил: «Извини, но это решение президента. Я обязан его выполнить. Ты на моем месте поступил бы так же как я». Тогда Чубайс начал действовать через администрацию и через ближний круг Ельцина – он встретился с А. Волошиным, с В. Юмашевым, с Т. Дьяченко. Чубайс грозил не только протестами Думы, Совета Федерации, но даже массовыми выступлениями трудящихся. «А что будет делать разъяренный Лужков? Он может вывести на Красную Площадь десятки тысяч. Все решат, что президент окончательно сошел с ума».

Назначение Владимира Путина действительно вызвало недоумение у большинства политических наблюдателей как в России, так и за ее пределами. А слова Ельцина о том, что он видит в Путине своего преемника на посту президента и что именно Путин «сможет сплотить вокруг себя тех, кому в новом XXI веке предстоит обновлять великую Россию», вызвали раздражение большинства политиков. «Сплошной абсурд власти», — заметил по этому поводу Юрий Лужков. «Акт безумия», — поддержал столичного мэра Борис Немцов, «Клиника» — заметил Геннадий Зюганов. Почти все газеты писали о том, что даже предположение о возможности избрания Путина на пост президента России – это всего лишь одна из экстравагантных политических фантазий престарелого Ельцина.
8 августа 1999-го года Чубайс звонит президенту и просит о встрече, надеясь повлиять на ельцинское решение. Президент назначает Чубайсу встречу на 9.15 9 августа.
9 августа президент приезжает в Кремль к 8.00, вызывает к себе Степашина гораздо раньше намеченного и объявляет ему об отставке. И уже только после этого Ельцин звонит Чубайсу,
сообщает о "рокировочке" и интересуется: "Еще какие-то вопросы у вас ко мне остались?"

Вопреки ожиданиям, Государственная Дума утвердила Путина на посту премьера без долгих прений. 
Дума, привыкшая к смене премьеров посчитала Путина “очередным” и расслабилась.

ДУМА: Кто поднял руку?
Государственная дума сегодня дала согласие президенту России на назначение Владимира Путина председателем правительства РФ. "За" проголосовали 233 депутата (232 карточками и 1 без карточки), против — 84, воздержались — 17. Не участвовали в голосовании 117 депутатов. Фракции и депутатские группы проголосовали следующим образом:

Фракция ЛДПР: "за" — 47, "против" и воздержавшихся не было. Не голосовал 1. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский проголосовал "за".
Депутатская группа "Российские регионы": "за" — 33, "против" — 2, воздержались — 2. Не голосовали 7. Лидер группы Олег Морозов проголосовал "за".
Депутатская группа "Народовластие": "за" — 19, "против" — 11, воздержавшихся нет. Не голосовали 16. Лидер группы Николай Рыжков проголосовал "за".
Аграрная депутатская группа: "за" — 16, против — 9, воздержались — 3. Не голосовали 7. Лидер группы Николай Харитонов проголосовал "за".
Фракция
"Яблоко": "за" — 19, "против" — 8, воздержались — 4. Не голосовали 15. Лидер "Яблока" Григорий Явлинский проголосовал "за".
Фракция КПРФ: "за" проголосовали 32, "против" — 52, воздержались — 4. Не голосовали 41. Лидер фракции Геннадий Зюганов не голосовал. Член фракции коммунистов, председатель Госдумы Геннадий Селезнев проголосовал "за".
Фракция "Наш дом — Россия": "за" — 59, "против" — 1, воздержавшихся нет. Не голосовали 2. Лидер фракции Владимир Рыжков проголосовал "за".
Что касается независимых депутатов, которые не входят во фракции и группы, они проголосовали так: "за" — 8, "против" — 1, воздержались — 4, не голосовали — 18.

ПУТИН

Вопрос:Степашин пробыл премьером считанные месяцы. Не мог скрыть, сколь болезненной была для него отставка. Вы говорили с ним тогда с глазу на глаз?
В.Путин:Да, он знает, что я не имею отношения к его увольнению. Но все равно было ужасно неловко, когда накануне увольнения Степашина мне позвонили и попросили утром приехать к Ельцину в Горки. Мы сидели вчетвером – Борис Николаевич, Степашин, Аксененко и я. Сергею президент объявил о его отставке. Представляете мое состояние! Я же его товарищ. Оправдываться мне вроде перед ним не в чем. Ну что сказать: «Сергей, все равно тебя уволят». Ну, это невозможно произнести вслух. Язык не поворачивается. Конечно, было очень неприятно.
Вопрос:А когда вышли от Ельцина, не поговорили?
В.Путин:Попрощались, и все.
Вопрос:И никогда больше при встречах не возвращались к тому утру?
В.Путин:Возвращались. Думаю, в нем жила обида. Не ко мне, но обида была. Время пройдет, забудется. Внешне он не сделал ничего такого, за что можно было бы уволить. Но президент посчитал иначе. Он исходил, наверное, не только из тех двух-трех месяцев, что Сергей был премьером…
Борис Николаевич пригласил меня к себе и сказал, что у него есть идея предложить мне пост премьер-министра, только он должен еще переговорить со Степашиным. Я не особенно удивился. Уже было понятно, что все к тому идет. Я имею в виду не мое назначение, а снятие Степашина. Ельцин не спрашивал, согласен ли я стать премьером или нет. Он лишь сказал, что относительно Степашина уже принял решение.

Сергей СТЕПАШИН: «Ельцин мне сказал — это ваш друг, вы должны его поддержать»
— Сергей Вадимович, вы, наверное, первым узнали, кто будет вашим сменщиком на посту премьера?
— Не думаю. Дней за 10 до того, как я ушел в отставку, был разговор, что на мое место может прийти Владимир Путин.
— А когда вас вызвал Ельцин, чтобы объявить об отставке, Путин у него сидел?
— Нет, мы вместе зашли.
— Что сказал вам Ельцин?
— Ну про это много написано. Он объяснил ситуацию. Могу лишь добавить: тогда президент попросил меня написать заявление об отставке. Чтобы я ушел по собственному желанию. Я сказал, что этого делать не буду. Зачем?
— А Путин как отреагировал?
— Нормально. Тогда Ельцин мне сказал: «Вы должны завизировать указ президента о назначении первым вице-премьером Владимира Путина».
— А это-то зачем?
— Такова процедура. По закону это обязательно нужно было сделать. Я согласился: «Тут вопросов нет. Что касается Владимира Путина, я завизирую указ». Его-то кандидатура у меня возражений не вызвала. Ельцин сказал: «Это ваш друг, — а мы хорошо знакомы по Питеру, — вы должны его поддержать». У меня и у самого никаких сомнений на этот счет не было.
— И у вас отношения с Путиным тогда не испортились?
— Абсолютно нет. Мы с ним и в «Белом доме» хорошо поговорили. А через пару дней он приехал ко мне на дачу — посоветоваться по некоторым вопросам, просто по-человечески поддержать меня.
— Что вам сказал Путин?
— Он сказал: «Сергей, держись».
— Вы выпили, закусили?
— Да нет, настроения не было. И время было сжатое. Тогда на Северном Кавказе начались активные боевые действия, по сути, вторая чеченская кампания…

В конце октября 1999-го года все говорили о «бес­прецедентном росте» рейтинга Путина — тот поднялся до 25%. В конце ноября, когда у Путина было уже 40%, все на­блюдатели и политологи говорили, что рейтинг премьера достиг «запредельных высот» и больше уже не может увеличиваться. Но в декабре, после выборов в Думу, его рей­тинг приблизился к 50%. Такой популярности в России не наблюдалось еще ни у одного из действующих политиков, и некоторые из газет и журналов почти открыто призывали Ельцина остановить и одернуть своего слишком возвысившегося премьера.
А впереди было 31 декабря…

Для любопытных — ссылки на статью в "Коммерсанте" за 99-й год — "Я готов исполнять премьера" www.kommersant.ru/doc.aspx

на фрагмент из воспоминаний Ельцина
www.i-u.ru/biblio/archive/elcin_president/07.aspx

From → Uncategorized

7 комментариев
  1. О да, я помню, с какой физиономией Киселев на НТВ эти рейтинги комментировал по воскресеньям. Аж перекосило всего. И 31 декабря, когда все на кухне, за столом уже практически, и вдруг в 12 дня такая бомба. И как экстренно вышли все недельные обзоры: и Киселев в 7 вечера, и по России в 8, и на 1 канале в 9. Мне их было жалко и ужасно смешно: они-то уже настроились на праздники, выпить-закусить-расслабиться, а тут ТАКОЕ. Не до Нового года им стало…

    • Правительство Людовика XIV — в отставку!
      Я помню, что впервые наедине с собой назвал Ельцина уважительно по имени-отчеству — так он меня поразил. Вообще, впечатление было, что ЕБН с цепи сорвался, или его муха укусила, но со знаком +. Видимо, в последний момент Деда посетила его прежняя хваленная интуиция, и своим поступком он спас страну.
      С одной стороны — не дай бог жить в эпоху перемен, а с другой — мы очевидцы исторических событий. Думаю, современникам Петра Романова или Людовика Бурбона тоже далеко не все нравилось. А в историю попали всей компанией.

      • Re: Правительство Людовика XIV — в отставку!
        Да уж, можно набрасывать мемуары, пока вспоминаются такие детали.

  2. выиграли Григорий Явлинский, назвавший Путина «Владимир Владимирович Степашин»,
    если не ошибаюсь, Путин ответил очень достойно: не то Григорием Алексеевичем Зюгановым, не то Геннадием Андреевичем Явлинским…

    • Точно, обменялись «любезностями». В заключительном слове, благодаря выступавших, Путин поблагодарил и «Григория Алексеевича Зюганова»…

  3. А что Путин до сих пор о Лужкове не высказался?

    • Путин над схваткой… На самом деле высказывал свое отношение раньше парой язвительных шуток. А на днях, после того, как Лужкова не допустили к телу премьера ЮМ «вдруг» срочно уехал в отпуск. В Альпах хорошо думается….

Добавить комментарий

